Главная » Статьи » Мои статьи

Правила безопасности полётов авиа и ракетомоделей в Узбекистане

 

          УЗБЕКИСТОН                                                        РЕСПУБЛИКАНСКИЙ  ЦЕНТР
РЕСПУБЛИКАСИ АВИАЦИЯ                                                       АВИАЦИОННОГО
     ВА АМАЛИЙ СПОРТИ                                                     И   ПРИКЛАДНОГО СПОРТА
              МАРКАЗИ                                                                       УЗБЕКИСТАНА
=============================================================================

 

 

 


ПРАВИЛА

БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЁТОВ АВИА И РАКЕТОМОДЕЛЕЙ

                                                            (Действительны с 01.01.2015 года) 

                                                 

 

 

                                                                                       Утверждены на Исполкоме РЦАиПС               
                                                                                       Узбекистана № 1 от 24 .12  2014 года

 

 

 

                                                                                               

 


                                                             
                                                           Ташкент 2015 г.


2.

Содержание 

   1. Общая часть.......................................................................................................... 3 
   2. Общие технические требования ........................................................................ 4
   3. Радиоуправляемый полёт ................................................................................... 4 
   4. Радиоуправляемый полёт самолётов ................................................................ 5 
   5. Радиоуправляемый полёт  вертолётов............................................................... 5 
   6. Свободный полёт................................................................................................. 6 
   7. Кордовые модели ................................................................................................ 6
   8. Организация мероприятий и соревнований ..................................................... 6

   9. Правила безопасности на лётном поле/аэродроме .......................................... 7

   10. Ответственность и обязанности клубов моделистов входящих 
          в РЦАиПС Уз. …………………………………………………………. ....... 8
    

Данный материал свободен для использования в целях усиления безопасности  полётов аваимоделей. 
Республиканский центр авиационного и прикладного спорта Узбекистана
Контактный телефон +998 90 3546367
E-mail: kalanovs@yandex.ru                                                            
http://kalanovs.ucoz.ru                                                    
100185. гор.Ташкент ул.Наккошлык 40

Если найдёте ошибку, сообщите о ней ! 

Вступление 
 Целью   данных   правил   является   усиление   безопасности   полётов  авиамоделей.    Управление  полётами  авиамоделей  является  увлекательным  хобби  и  видом  спорта,  однако  с  ним  связаны  и  определённые  риски.  Несмотря  на  то,  что  с первого  взгляда  может  казаться  невероятным,  но    авиамодели  могут  причинить  даже  телесные  повреждения  со  смертельным  исходом.  Увлекающиеся  авиамодельным спортом,  в  течение многолетней истории разработали ряд правил поведения, которые основаны на  здравом смысле и совершённых ошибках. Правила помогают снизить риски, связанные  с полётами авиамоделей. Республиканский центр авиационного  и прикладного спорта Узбекистана (далее РЦАиПС Уз) использовал данный свод правил из документов международной авиационной Федерации (FAI) и других зарубежных авиационных центров и клубов. 
 Документ  разделён  на  части,  чтобы  облегчить  каждому  любителю  процедуру  поиска  
необходимой  информации.    Самая  значительная  по  объёму  часть  предназначена  для  
ежедневного  использования.  Она  в  свою  очередь  подразделена  на  общую  часть  и  на  
специфические приложения, где говорится о конкретных классах моделей. В отдельной  
главе приведены правила особенных условий, которые действуют на спортивных  мероприятиях.   Также   добавлены   советы   организаторам   мероприятий  и  клубам.  

 


3.

1. Общая часть 
Каждый пилот сам несёт ответственность за выполнение правил безопасности полёта.  
Другие пилоты, находящиеся в зоне полётов, имеют право  и обязанность выступать в  
роли стражей порядка и обеспечивать общую безопасность. Опытный пилот отвечает не  
только  за  себя  и  других пилотов,  но  и  за  свои  и  их  действия,  которые  могут  нанести  
какой-либо  ущерб, например, нарушение зоны радио-безопасности и вызванный этим  
сбой   и   помехи   других   моделей.     Управляя   моделью   любого   размера   и   класса  
необходимо следовать правилам: 
1.1 Пилот должен следовать данным правилам техники безопасности РЦАиПС Уз., спортивному  кодексу FAI и правилам и требованиям инструкции по использованию специальной зоны полётов моделей воздушных судов.                                                              Спортсмены, тренеры, механики, помощники, судья) и другие лица допущенные на специальную зону полётов (площадку /аэродром), где производятся полёты моделей самолётов на  учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях обязательно должны иметь  спортивные лицензий  на использование свободнолетающих и  радиоуправляемых моделей самолетов, ракет выданные РЦАиПС Уз.
1.2 Своими действиями пилот не может подвергать риску свою или чужую жизнь или  
имущество (в том числе не разрешено управлять моделью опасным способом); 
1.3 Если пилот не уверен в безопасности модели, то запрещен её полёт в присутствии  
зрителей, в том числе на соревнованиях, санкционированном мероприятии, воздушном  
шоу или демонстрации полётов.  Новую, прошедшую ремонт и т.д. модель необходимо  
прежде  всего  испытать  без  присутствия  посторонних  лиц,  для  сведения  к  минимуму  
всех  возможных  рисков;
1.4 Пилоту не разрешено управлять моделью в течении восьми (8) часов после употребления алкогольных напитков или находясь под воздействием алкоголя или при использовании  любого препарата (наркотиков и  прочих  веществ  и  факторов,  которые  ослабляют  реакцию  и  уменьшают  способность принимать решения); 
1.5  Не   разрешён   полёт   модели   (в   том   числе   стартовать/приземляться/совершать  
манёвры)  над местом, где находятся люди и автомобили, в том числе спортсмены, зрители и судьи. В зависимости от ранга соревнования данное правило может  быть  уточнено.  В  течение  всего  полёта  модель  должна  оставаться  впереди  пилота  и  зрителей   за   ним.   Расстояние   между   пилотом   и   зрителями/автомобилями   должно  составлять по меньшей мере пятьдесят (50) метров; 
1.6 Пилоту не разрешено совершать полёт в неподходящее для этого время и/или без  
разрешения  руководителя полётов (старшего судьи)  специальной зоны полётов моделей воздушных судов.   В  течение  полёта  модели  всегда  необходимо  следовать  требованиям безопасности,        установленным   на специальной зоны полётов моделей воздушных судов.       Предпочтительнее      выбирать     специальные зоны полётов  (лётные    площадки, аэродромы) рекомендованные региональными управлениями воздушного движения  (УВД) ; 
1.7 При включения передатчика, используемого для управления моделью, необходимо  
убедиться, что в радиусе (2) двух километров не происходят полёты других радиоуправляемых  полётов; 
1.8 Пилоту  не  разрешено  управлять  моделью,  которая  не  соответствует  требованиям  
безопасности РЦАиПС Уз.  или FAI ; 
1.9  Для  полётов  на    аэродроме  или  вблизи  него  (в  зоне  приближения)  необходимо  
разрешение  руководителя  полётов.      Ознакомься  с  ограничениями  действующими  для зоны    приближения  конкретного  аэродрома!  

4.

Не  разрешается полёты  выше  чем  200  (двести)  метров,    ближе  чем  9  (девять) километров от аэродрома, ближе, чем 150 метров от людей, животных, зданий, сооружений и транспортных средств.
Запрещается запускать модели самолетов в ограниченном воздушном пространстве, в том числе вблизи или над военными и другими закрытыми объектами, в населенных пунктах или вблизи больших групп людей на фестивалях, концертах и фейерверк-шоу, над автомобильными дорогами, оживленными улицами  и мостов; 
1.10 В случае полёта  самолёта или парашютиста, пилот, управляющий моделью,   обязан   немедленно   уступить   дорогу   и   прекратить   полёт   модели.   При  необходимости, помощник,    находящиеся     рядом    с  пилотом     модели    самолёта,    должен уведомить  его  об  опасности.  При  полётах  на  неактивном  аэродроме,  необходимо  учитывать  возможность  появления самолёта    и  его  приземления.  В  подобной   ситуации   крайне   важно   немедленно   совершить   приземление   модели   и  освободить посадочную полосу для посадки самолёта/вертолёта; 
1.11 Для безопасного старта / полёта  модели самолёта,  пилот должен использовать помощника,      при   этом    позаботиться,    чтобы    помощник      был    проинструктирован     в  части   общего    обращения     с   моделью,    её  тестирования,  регулирования и перемещения; 
1.12 Пилот  должен  заботиться  о  том,  чтобы  никто  не  стоял  на  той  же  линии,  что  и  
работающие пропеллеры или перед ними.  
2. Общие технические требования 
2.1 Запрещается во время полёта модели самолёта   использование на борту моделей :
- видео, фото и навигационной  аппаратуры;
-взрывчатые, едкие био-опасности, светоизлучающий (лазерные) устройства. 
2.2 Пилоту не разрешено управлять моделью, использующей пропеллер c 
металлическими лопастями или ротор; 
2.3 Запрещено использование отремонтированных или повреждённых пропеллеров и  лопастей; 
2.4 Лопасти и пропеллеры должны быть надёжно закреплены, желательно при помощи  
гаек с системой блокировки. Особенное внимание необходимо уделять четырёхтактовым моторам, так как возможность их реверсирования и последующего разъединения пропеллера и его крепления.  
2.4 Пилотируемые модели самолётов должны соответствовать техническим требованиям FAI и  Правилам проведения соревнований в Узбекистане, общий полётный вес модели не должен превышать: -  в классе F3A - 5 кг. , в классе F4C- 7 кг. Если модель самолета весит более 7 кг. необходимо иметь специальное разрешение (сертификат) выданное РЦАиПС Уз..
3. Радиоуправляемый полёт 
При управлении полёта радиоуправляемой модели любого класса необходимо  
следовать следующим правилам поведения: 
3.1 Пилоту рекомендуется в начале каждого полётного дня и при каждой смене модели,  
перед совершением первого полёта совершить наземную проверку связи, чтобы  
убедиться в работоспособности средств радиоуправления. Также рекомендуется  
проверить правильность радиопрограммы и правильности направления управления  
рулём или автоматом наклона вертолёта. Контроль особенно актуален после большого  
ремонта или для новой модели; 
3.2 Пилоту не разрешено управлять полётом модели в присутствии зрителей до того,  
как он приобретёт достаточный опыт.  Исключением является помощник пилота или  
помощь  со стороны квалифицированного пилота.  
3.3  Пилоту не разрешено совершать полёт сознательно за пределом поля зрения или  
управлять полётом модели, если между ним и моделью находиться какой-либо объект;   

5.

3.4  Пилоту разрешено летать в дневное время и в хорошую погоду и использовать только средства радиосвязи, которые используют  радиочастоты разрешённые в Республике Узбекистан Пилоту не  разрешено включать передатчик не проверив, что частота его действия свободна и  разрешена для использования в спортивных мероприятиях.  
Пилот, который планирует  начать полёт, должен, прежде всего убедиться, что его частоту никто не использует,  затем зафиксировать свою рабочую частоту  и только затем включить передатчик.  
4. Радиоуправляемый полёт самолётов 
Управляя моделью любого типа, необходимо следовать следующим правилам:  
4.1 Пилот обязан совершать первый поворот после взлёта в отдалении о других  
пилотов, зрителей, зоны парковки автомобильной и другой техники. Неразрешено летать над зрителями, зонами  парковки автомобильной и другой техники, командой и зоной подготовки. (Смотри п.1.5) ;  
4.2. При полете нескольких самолетов одновременно, желательно, чтобы пилоты  
стояли рядом, параллельно со стартовой линией, на пару метров сзади от стороны  
стартовой линии, где находятся пилоты (в большинстве случаев по  направлению ветра); 
4.3 Зона полета самолётов должна располагаться перед пилотами. См. также . 4.2. 
Самолеты не должны во время полёта попадать в зону безопасности (за сторону стартовой линии, где  находятся пилоты); 
4.4 Поток полёта всех самолётов должен быть односторонним, то есть траектории  
полёта самолётов не могут быть в противоположных направлениях; 
4.5 При наличии на приёмнике радиочастот  функции (fail -safe) следует использовать данную  
функцию.  Функцию необходимо настроить таким образом, чтобы при  возникновении радиопомех мотор переводился в состояние холостых оборотов.  Ни в  коем случае канал мотора не должен оставаться в положении режима удержания („hold“) . Также необходимо обратить внимание, что (после замены сервопривода) ненастроенный или неправильно настроенный fail-safe – это большой риск для  безопасности, так как в зависимости от положения сервопривода  он может включить  мотор на полные обороты ! 
5. Радиоуправляемый полёт  вертолётов 
Управляя полётом модели вертолёта любого класса  необходимо следовать правилам  поведения:  
5.1 Даже правильно собранный вертолёт в какой то степени вибрирует и поэтому время  
от времени необходимо проверять крепление винтов. Все металлические резьбовые  
соединения необходимо при сборке вертолёта соединять, используя  специальный  
резьбовой клей; 
5.2 Лопасти ротора  необходимо отбалансировать !  Запрещено использование сломанных/отремонтированных и металлических  лопастей. 
 5.3 У вертолётов чемпионатного класса необходимо всегда использовать приёмник радиочастот с  функцией fail -safe. Функцию необходимо настроить таким образом, чтобы при  возникновении радиопомех мотор переводился в состояние холостых оборотов.  Ни в коем случае канал газа не должен оставаться в положении режима удержания  („hold“) .  Также необходимо обратить внимание, что (после замены сервопривода) ненастроенный или неправильно настроенный режим fail-safe – это большой риск для  безопасности, так как в зависимости от положения сервопривода  он может включить  мотор на полные обороты ! 
5.4 При включении вертолёта     с мотором внутреннего сгорания необходимо крепко  
держать ось ротора, во избежание того, чтобы при заводе мотора на полную  
мощность ротор не начал бы вращаться.      Если мотор заведется таким образом, то  
необходимо одной рукой крепко держать ось ротора, а другой отсоединить  
топливный шланг от карбюратора мотора; 

6.

5.5 Если используется рукав приёмника радиочастот, то до закрытия рукава желательно 
включить режим холостого хода (throttle hold) , это даёт дополнительную защиту на  
случай, если при закрытии рукава случайно будет задет рычаг управления; 
5.6 Во время полёта вертолёт должен оставаться впереди пилота за воображаемой  
линией, проходящей через плечи пилота. Судьи, зона подготовки  и т.д. всегда должны  
оставаться позади данной линии.  
6. Свободный полёт 
Управляя полётом моделью свободного полёта любого класса  необходимо следовать  
правилам поведения: 
6.1 Пилот не имеет права производить старт своей модели, если он не находится по  
меньшей мере в 50 метрах по ветру от зрителей и парковочной зоны; 
6.2 Пилот не имеет права производить старт своей модели, если на зоне старта  
присутствуют посторонние лица кроме пилота, механика и судей;
 6.3 Обязанностью пилота является избегать возможных искр или возгорания после  
того, как фитиль выполнил свою работу. Пилот модели несёт личную ответственность  
за последствия, которые могут возникнуть. 
7. Кордовые модели 
При управлении полёта кордовой модели любого класса, необходимо следовать  
правилам поведения:  
7.1 Пилот обязан провести до старта проверку силы натяжения троса  и прочности  
ремня безопасности на ручном креплении ; 
7.2 Пилот обязан использовать только корды и материалы крепления, которые  
соответствуют требованиям FAI ; 
7.3 До старта пилот обязан убедиться, что территория полёта свободна от всех  
препятствий; 
7.4 До запуска мотора пилот обязан убедиться,  что зона старта и полёта свободна от  
зрителей. Также необходимо убедиться, что все прочие присутствующие лица  
находятся на достаточном расстоянии и проинформированы о возможной опасности; 
7.5 Спортсмен обязан использовать ремень безопасности  на ручном креплении троса не  
зависимо того, является полёт тренировочным или соревновательным. Единственное  
исключение – это обучение проводимое специалистом, в ходе которого разрешено не  
использовать ремень безопасности. 
8. Организация мероприятий и соревнований 
8.1 Все мероприятия проводящиеся в Узбекистане  (официальные демонстрационные выступления, представительские соревнования и  т.д.) необходимо включать в календарный план  республиканских спортивных мероприятий или регистрировать в РЦАиПС Уз..  В дополнение необходимо выполнять требования местных органов власти  по регистрации публичных мероприятия;  
8.2 Все организации (центры, клубы –члены РЦАиПС Уз.), кто имеет свою специальную зону полётов (лётную площадку или аэродром), должны разработать  и утвердить правила безопасности своего центра, клуба и правила поведения на  площадке, чтобы обеспечить соответствие требованиям техники безопасности, обусловленной особенностями конкретной площадки. Данные правила/требования  должны содержать как минимум требования безопасности РЦАиПС Уз.  так и требования (инструкции), обусловленные спецификой конкретной площадки/аэродрома. Также каждый центр, клуб должен нести ответственность за контроль над исполнением  правил, установленных  для специальной зоны полетов (лётной площадки/аэродрома); 
8.3 Организатор должен обеспечить, чтобы все принимающие участие в мероприятии  
пилоты были ознакомлены с данными правилами безопасности и обязались их  исполнять;

7. 

8.4 Организатор  мероприятия  должен определить, где расположены зоны  
Полёта, старта и приземления, расположения зрителей, парковки автомобильной и другой техники.   Также необходимо  отметить и места расположения пилотов; 
8.5 Во избежание попадания двигающихся моделей самолётов , которые находятся  ещё  
или уже не в воздухе, на территорию, где находятся пилоты или зрители, парковка автотехники,  необходимо установить специальное ограждение  или барьер. Для вертолётов такое ограждение не обязательно.  Данное ограждение или барьер должен располагаться по  
крайней мере в 30 метрах от зоны (курса) полёта в направление стороны, где находятся  
зрители. Желательно использовать ограждение или барьер, который бы окружал  
пилота, стоящего в пилотной зоне. При управлении полётами вертолётов 3D 
желательно использовать высокий забор для разделения лётной зоны и зоны зрителей . 
9. Правила безопасности на специальной зоне полётов моделей. 
Данные правила одобрены Исполкомом РЦАиПС Уз.  и должны быть учтены в требованиях к  
деятельности и безопасности каждого центра, клуба-члена РЦАиПС. 
Минимум необходимых  требований : 
9.1 Каждый член РЦАиПС Уз. несёт ответственность за безопасность и должен знать правила  безопасности, утверждённые своим клубом и РЦАиПС Уз.. Также он обязан обеспечить  
безопасность всех своих действий связанных с лётной деятельностью; 
9.2 Организатор мероприятия (центр, клуб) имеет право ограничить  количество моделей, находящихся в воздухе; 
9.3 Для управления частотами необходимо использовать по крайней мере кварцевое  
табло, с помощью которого лётчик резервирует используемую им частоту; 
9.4 Организатор мероприятия  (центр, клуб)  может установить правила  
пользования радиопередатчиком, в том числе  потребовать, чтобы передатчики,  
которые в данный момент не используются для полёта или настройки было бы 
необходимо выключить и по требованию организатора отнести в определённое место  
хранения; 
9.5 Пилот, который собирается начать полёт, должен прежде всего убедиться, что его  
частота не используется кем либо другим, затем зафиксировать свою рабочую частоту  
только после данных действий разрешается включить свой  радиопередатчик; 
9.6 Для управления моделью в присутствии зрителей, для демонстративных  
выступлений пилот должен быть соответственно квалифицирован; 
9.7  Пилот и его помощник должны сообщать находящимся на лётной площадке,  
об опасной ситуации, о приземлении, взлёте, выборе лётного пространства и взлётной полосы. Проблемы с радиосвязью, мотором или прочие  экстренные ситуации, технические поломки, в случае, если пилот оповещает о проблеме и следовательно принимает быстрые решения о минимизации опасной ситуации, дают пилоту приоритет (преимущество) перед действиями других, например преимущество приземлиться первым. Для вертолётов приземление и взлёт являются частью  стандартной лётной деятельности и не требуют специального оповещения; 
9.8 Так как модель вертолета может в процессе полёта, а также при взлёте и  
приземлении совершать резкие изменения направления, то необходимо избегать  
полёты в том же секторе вертолётной модели.  При одновремённом полёте вертолетов и  
самолетов обоим должна быть обеспечена свободная возможность для приземления; 
9.9 Организатор мероприятия  (центр, клуб) может потребовать прохождение до начала полётов контроля на безопасность и готовность модели к  полёту. Также спортсмен  должен быть готов доказать свою компетенцию для самостоятельных полётов, до того, как ему разрешат начать лётную деятельность; 

8.

9.10 Спортсмен, который отказывается следовать правилам техники безопасности,  
установленных центром, клубом и приведённые здесь правила должен незамедлительно  
получить предупреждение и при необходимости запрет на лётную деятельность.  
Выносить предупреждение имеет право руководитель полетов, старший судья соревнований , а также организатор  мероприятия ( центр, клуб); 
9.11 На протяжении всего полёта пилоты должны находится на отмеченных для них  
местах. Только во время старта или приземления разрешено находится ближе к полосе  
или приземления.  При уходе со своего места для поднятия модели в воздух или  взлёта
приземления необходимо громко и ясно уведомить об этом других пилотов. Подъём модели  в воздух с полосы старта должны начинаться прямо перед осуществляющим  полёт пилотом. После старта необходимо обязательно двигаться на территорию пилота и находиться там до начала процедур приближения (до  уведомления о начале приземления  других пилотов); 
9.12 Зрители или гости не должны на протяжении лётных действий находиться за  
пределами ясно обозначенной зрительской зон. В виде исключения это разрешено, если  
зрителями руководит квалифицированный эксперт или пилот .
10. Ответственность и обязанности клубов моделистов входящих в  РЦАиПС Уз.
Ответственность, которую несут центры, клубы, включает следующие аспекты: 
10.1 Инструктаж новичков и начинающих пилотов на летном поле и в центре, клубе; 
10.2 Наказание (дисквалификация) в случаях, когда пилот не подчиняется правилам центра, клуба или настоящих Правил.; 
10.3 Инструктаж приезжих спортсменов- пилотов на специальную зону полётов моделей; 
10.4 Определение, кто из пилотов центра, клуба имеет достаточный опыт и квалификацию для  руководства молодыми и начинающими пилотами ; 
10.5 Определение, кто из пилотов центра, клуба имеет достаточный опыт и квалификацию для  участия в демонстрационных полётах и публичных мероприятиях ; 
10.6 Создание проекта специальной зоны полетов (летной площадки клуба, аэродрома) в соответствии с  установленными правилами РЦАиПС Уз.; 
10.7 Ясно отмечать на лётной площадке (аэродроме) территорию полётов, полосы взлёта  
и приземления, зоны зрителей и парковки;
10.8 Желательно, чтобы специалисты центра, клуба проводили программу проверки моделей, которая состоит из проверки всех моделей до начала управления их полётом. Это особенно  
важно для моделей, начинающих полёт. После каждого значительного ремонта или  
реконструирования необходимо перепроверить,  т.е. сертифицировать  каждую модель; 
10.9 В случае если лётная площадка (аэродром) позволяет создать одновременно  
две разных территории полёта, летной полосы, то одновременное использование обоих  
предполагает согласие лица, отвечающего в центре, клубе за безопасность. Данные лётные  
полосы (территории) должны находится по крайней мере в 40 метрах друг от друга и не  
могут иметь пересекающиеся коридоры взлёта и посадки.  
 
Отдел безопасности РЦАиПС Уз.
Желает безопасных полётов!

====================================================================



Источник: http://Правила соревнований
Категория: Мои статьи | Добавил: Гайрат (27.05.2015) | Автор: Гайрат Каланов E W
Просмотров: 891 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
avatar
0
1 Гайрат • 20:34, 27.05.2015
Все дополнения и изменения, которые могут появиться, будут рассмотрены  на очередном пленарном заседании в июле месяце.
avatar
0
2 gustavlenze • 03:33, 03.06.2015
Изходя из пункта 1.1 ,каждый желающий поднять модель в воздух , должен получить лицензию в РЦА и ПС? Даже в том случае если пилот не собирается принимать участие в соревнованиях?
avatar
0
3 Гайрат • 17:48, 03.06.2015
Пункт 1.1. ....
"Спортсмены, тренеры, механики, помощники, судья) и другие лица допущенные на специальную зону полётов (площадку /аэродром), где производятся полёты моделей самолётов на  учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях обязательно должны иметь  спортивные лицензий  на использование свободнолетающих и  радиоуправляемых моделей самолетов, ракет выданные РЦАиПС Уз."
        Ответ: Если приехали в специальную зону полетов для полетов моделей, то должны получить допуск, чтобы поднять модель в воздух , не важно это соревнования или просто полёты. А допуск к полетам в специальной зоне полетов авиационных моделей допускается с разрешения авиационного центра.
avatar