Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » 60 лет в авиамодельном спорте
08:45
60 лет в авиамодельном спорте

Заканчивались школьные каникулы 1953 года и  наступал новый учебный год,  я готовился во второй класс. В свободное время мы пацаны бегали в ДКА (ОДО) чтобы поиграть в мини футбол, как его называли «Парагвай», так как в центре была только одна баскетбольная площадка,  где можно было попинать мяч.

            И вот где то из-за деревьев доносится звук моторчика, который устанавливается на модель самолета, бросив играть футбол меня потянуло на этот звук и пришёл я в детско-техниче-скую станцию (ДТС) в авиамодельный кружок, где руководил Лев Иванович Виноградов и Гани Рустамович Атакулов.

С горящими глазами, скромно постояв у двери кружка, я не знал, как обратиться к руководителям, чтобы спросить можно ли записаться и начать строить модели самолетов.

И вдруг подходит какой то дядя берёт меня за руку и заводит в авиамодельный кружок и спрашивает «мальчик как тебя зовут, я отвечаю Гайрат, ты хочешь строить модели ? ,  я побоялся что то ответить, пожал плечами. ( Дядя этот был директором ДТС Виктор Андреевич Ундеров – ветеран авиамодельного спорта, летчик фронтовик );

- Гани Рустамович вот тебе ученик, готовь его в большой авиамодельный спорт.

И под руководством Гани Рустамовича началась кропотливая работа по изучению основ модельного строительства. Первоначальный этап – изготовление простейших поделок , которые должны летать не хуже больших моделей, не все сразу получалось, не было навыков обрабатывать заготовки острым ножом, (который до сих пор является основным инструментом моделиста), резать бумагу ножницами.

И вот первая простейшая модель «Муха» готова.  Гани Рустамович показывает, как надо её   запускать, что необходимо последовательно сделать, внимательно слушаю и слежу за запуском. Модель стремительно, как вертолет подымается вверх. Испытываю внутреннюю радость счастья, модель летит !  

Не терпится, хочется самому быстро запустить. Как говорил тренер всё сделал,  но не тут то было,  «Муха» летит не вверх, как вертолёт, а вниз и по пальцам, чувствую, запустил не так как надо. Упорная настойчивость,  тренировки и модель из рук вылетает как вертолёт.

При изготовлении этой модели я научился  работать на сверлильном станке, обрабатывать древесину острым ножом, склеивать казеином деревянные детали все эти навыки потом пригодились при изготовлении более серьёзных моделей, которые принимали участие в соревнованиях.

Наступила глубокая осень. В один из воскресных дней  все взрослые моделисты и мы новички выехали в кузове на «полуторке» в пригород Ташкента за сбором основного строительного материала моделей  - каракамышом. Эти традиции остались и сегодня, так, как схематическая модель самолёта строится из каракамыша. Нарезали и очистили каракамыш в достаточном количестве и вернулись в кружок. На следующее занятия начали строить новые схематические модели, которые подразделяются на планера и резиномоторные модели.

Я благодарен судьбе, что я занимался в кружке с сильнейшими авиамоделистами  50-60 годов прошлого века – это Фуат Фахидов, Эркин Алимов, Борис Фатьянов, Хатам Икрамов, Артём Арзанов, Евгений Иванов, Гани Атакулов, Волик Нешеретов которые показывали и объясняли  весь   технологический процесс  изготовления моделей. Выезжая на аэродром учили правильно регулировать полёт модели. Все полученные знания вливали  во мне силу и уверенность во время участия  в городских и республиканских соревнованиях.

На городских соревнованиях 1954 года по схемкам планерам пришёл ко мне первый успех спортивной карьеры. Эти соревнования проходили в Сергели, на аэродроме Ташкентского аэроклуба оборонного Общества республики,  было много команд  от внешкольных организаций народного образования. В столице  бала развёрнута большая сеть авиамодельных кружков, и все проводимые соревнования были представительными  и шла спортивная борьба между тренерами  и кружками города.

 

 

2.

Основной спор за первенство разворачивался между воспитанниками ДТС в последствии она стала называться Республиканская станция юных техников, а ныне это Республиканский центр творчества молодёжи (тренер –АткуловГ.Р),  Республиканским дворцом школьников тренер (М.Альшулер), дворцом школьников Мирабадского тумана (тренер-Икрамов Х.Ю), Ю.Абаского тумана (тренер –Э.Н.Алимов), М.Улугбекского тумана (тренер В.Грод), Чиланзарском тумане (тренер А.Зайцев).

Все руководители авиамодельных кружков  были  ведущими моделистами  республики, они старались передать юношам все знания и опыт в изготовлении  новейших моделей.      

      Шли годы  и от схематических моделей юные авиамоделисты  переходили на более сложные модели чемпионатного класса, которые соответствовали международным техническим требованиям. Я начал изготавливать фюзеляжные модели планеров- класса Ф1А, Г.Атакулов был действующим тренером, сам участвовал в соревнованиях и  упорные с ним тренировки  дали свои плоды. На первенстве Узбекистана 1956 году с хорошими летными качествами  модель показывает результат соответствующий первому спортивному разряду и первое место в первенстве.

Так начался большой путь в авиамодельный спорт Узбекистана.

Впереди всесоюзные соревнования в Москве, Киеве, Минске, Риге.

 

В 1958 году в  Ташкент на весеннее первенство приезжают чемпионы мира по кордовым моделям, среди них рекордсмен мира Иван Иванников  с кордовой моделью на  реактивной тяге, увидев полет модели со скоростью 300 км в час я был поражен !

В 1959 году стартовала  в стране первая Спартакиада по техническим и прикладным видам спорта, в программу соревнований вошли все кассы свободнолетающих и кордовых моделей, в том числе и реактивные модели. Гани Рустамович изучив программу  соревнований предложил заняться в месте с ним изготавливать модели с реактивным двигателем и планомерно начать подготовку к Спартакиаде. В гор. Бухаре к участию в Спартакиаде по реактивным моделям интенсивно начал  подготовку  Эркин Алимов.

Опыт у Г.Атакулова и Э. Алимова был огромный, они делали модели с реактивным двигателем свободного полета, участвовали в соревнованиях среди судомоделистов с реактивными двигателями. Все испытания проходили на моих глазах  и меня всё  больше стало тянуть   к реактивным моделям.

До финала Спартакиады в гор. Риге остаётся меньше двух лет. Идёт большая подготовительная работа, подбор на сопло двигателя жароупорной нержавеющей стали, жаропрочной стали для клапанов, легких авиационных сплавов и других материалов. Совершенно новая современная технология изготовления модели требуют от нас тесной связи с конструкторским бюро и опытными цехами  ТАПОиЧ. Эти связи дали  положите-льные результаты.  Первые модели вышли, как говорят с конвейера авиамодельного кружка Республиканской станции юных техников на летные просторы кордодрома расположенного на территории Национального парка. (Комсомольского озера).

Как у всех авиа конструкторов -первые полёты и первые не удачи. Мы почни не чего не знали о летных характеристиках  изготовленных моделей, во первых это скорость полета модели более 200 км в час, так ещё ни одна модель у нас не летала, мастерство изготовления креплений корд  к тягам управления, а также управление полётом по кругу на корде огненной массы и не маловажный психологический барьер по восприятию рёва двигателя.

Реактивный двигатель заводился  просто: вместо компрессора применяли  обычный автомобильный насос, вместо аккумулятора приспособили списанный с самолёта ПО-2 авиационное магнето для подачи электрического импульса  на свечу и чистый авиационный бензин. Рёв двигателя достигал более 200 децибел, температура в камере сгорания доходила до  1500 градусов, тяга двигателя составляла 2,5 кг. При весе модели 500 гр. с такой тягой модель раскручивалась с большой касательной скоростью, создавая огромную центробежную силу. Первые модели во время испытательных полётов  отрывались, пробивая сетку безопасности  и приходили в полную негодность.

 

3.

 

После очередного испытательного полёта  все начиналось с начало - токарные и фрезерные работы, точечная сварка камеры сгорания, изготовление крыльев с высокими  аэродинамическими качествами  и самого главного топливного бочка с форсункой впрыска горючего.              

И так мы учились сами и учили летать реактивные модели. С каждым разом скорость полёта у модели росли и мы уже дошли до заветной черты 225 км в час, которая соответствовала норме мастера спорта.

Наступило лето  1961 года.

 Столица Латвии Рига ждёт финалистов  первой Спартакиады по техническим видам спорта. Сборная команда Узбекистана по авиамодельному спорту  в составе первого мастера спорта Владимира Букреева по скоростным моделям, Юрия Корхова и  Александра Ганзина по пилотажным моделям, Михаила Манько  по планерам , Эркина Алимова, Сонобар Ходжибаевой, Гани Атакулова, Гайрата Каланова по реактивным моделям и многих других ( всего  30 человек) – прибыли на финал.

Первыми на старт вышли спортсмены по кордовым скоростным моделям , в том числе и с реактивными. Шёл проливной дождь, по жеребьёвке среди спортсменов с реактивными моделями я вытянул первый номер. Судья информатор вызывает на старт и мы с Гани Рустамовичём и Эркином  Алимовым выходим  на старт. Судья объявляет рабочее время, помощники начинают заводить двигатель, раскручивается магнето и по стальным кордам высокое напряжение бежит в мои руки, меня трясёт, двигатель завёлся, отсоединяют провода от магнето, помощники отпускают модель и она в воздухе. В это  время ливень остановился, модель управляемая моими руками летела по кругу, преодолевая контрольную базу расстояние в 1 км. Где судьи хронометристы засекали скорость полета. Модель завершила полёт, горючее полностью выработано, по инерции модель планирует и скользящая мягкая посадка, судья информатор объявляет результат полёта:

«- реактивная модель под управлением Гайрата Каланова  пролетела базу со скоростью 240 км в час.»  Не было предела счастья, что норма мастера спорта выполнена  и ещё один Узбекский авиамоделист стал мастером спорта. Радовались вся наша команда, особенно был доволен тренер- Гани Атакулов. Погода снова закапризничала пошёл летний теплый дождь, на старт уже вызван Атакулов Г.Р его модель пролетела со скорость 225 км в час. – есть мастер спорта,  Сонобар Ходжаева не справилась с управлением в полете  и модель на большой скорости коснулась земли в этом случае  результат не фиксируется. Неудача постигла и Э.Алимова. И вот последний полёт совершает чемпион, рекордсмен мира Иван Иванников. На табло после полёта появились цифры 218 км в час. , вот тогда то вся наша команда подбежала ко мне и начали качать, я не сразу понял в чём дело, а оказалось что качают молодого чемпиона первой спартакиады по техническим и прикладным видам спорта.

 

 

 

 

 

 

В начале 60 годов первые узбекские мастера спорта по авиамодельному спорту Владимир Букреев, Гани Атакулов, Гайрат Каланов открыли двери в большой авиамодельный спорт всем моделистам республики. Только трудом и терпением можно было преодолеть все мыслимые и не мыслимые барьеры к пути высшего мастерства.

В 1962 году в Киеве на чемпионате мира мой тренер Гани Атакулов первым из Узбекских спортсменов –авиамоделистов завоёвывает чемпионский титул мира с результатом 283 км.час.

После этого чемпионата мира изменились технические требования к моделям, реактивные модели с большим шумом были исключены из программы соревнований, так как допустимый шум на все модели был установлен  в 90 децибел, конечно реактивные модели к этому пределу шума не подходили, для того чтобы выступать на соревнованиях все мы вынуждены были перейти на другие классы моделей . 

Снова начал изготавливать планера и выступать на соревнованиях. Неоднократно становился чемпионом, выступал за сборную команду республики.

 

 

4.

 

В 1964 году меня призывают  в армию. По моей просьбе военная комиссия направляет служить в военно-воздушные силы.  С малой авиацией связь не теряю, по решению командования  части  направляют меня создать  секцию авиамоделизма при Дворце школьников в гор. Каменск-Уральском . В части  подготовил солдат и создал команду по авиамодельному спорту в составе  Владимира Николаева, Николая Шульга, Мумина Джамалитдинова, Анатолия Агееева,  которая с успехом выступала на первенствах ВВС страны.

Закончилась служба в Вооружённых Силах, вернулся в родной Ташкент, посоветовавши с родителями  решил устроится на авиационный завод и поступить на самолётостроительный факультет ТашПИ, стал студентом, пригласили на факультет работать по специальности, которую приобрёл в армии. В студенттческом конструкторском бюро (СКБ) с ветеранами авиамодельного спорта  Борисом Фатьяновым, Дониёром Ишмухамедовым, Андреем Денисенко, продолжал работу по развитию авиамодельного спорта. Команда студентов- авиамоделистов не раз выезжала на первенство Мин ВУЗа.

Будучи студентом вечерником пригласили на работу на должность зам директора по учебно-спортивной работе Центральной станции юных техников, эта должность меня связала не только с авиамоделизмом, но и с другими видами технического спорта. Началась творческая работа по активизации деятельности технических кружков в областях республики, открытию новых секций и команд, которые принимали участие в республиканских первенствах среди школьников, тесная с вязь с оборонным Обществом Узбекистана позволяло расширить географию привлечения детей в занятия техническими  и прикладными видами спорта. Совместные проводимые соревнования среди юношей позволяли больше пополнять ряды спортсменов, которые выезжали на чемпионаты и поднимали авторитет Узбекского технического спорта.

С председателем оборонного Общества республики  А.М.Ходжибаевым  у нас были хорошие деловые контакты и на одной из встреч он пригласил возглавить отдел технических и прикладных видов спорта ЦК ДОССАФ Узбекистана, я принял это приглашение и возглавил отдел.

За 23 летний  период работы в аппарате центрального совета оборонного Общества  в Узбекистане получили  развитие новые виды технического и авиационного спорта –это дельтапланерный и дельталётный спорт, кросс на спортивно-кроссовых автомобиля «Багги», мототриал, триатлон, стрельба из абалета, в 1998 на аэродроме «Аранчи» проведён первый чнмпионат Азии по свободнолетающим и радиоуправляемым моделям. Команда Узбекистана завоёвывает первое место, чемпионами Азии стали :- Владимир Уцин, Евгений Хаенок и Шавкат Исматиллаев. Авиамоделисты Игнат Диордице, Валерий Варданян, Эльдар Алиев, Шавкат Исматиллаев и я приняли участие в первых авиационных Играх в г.Анкаре, где команда наша замкнула шестёрку сильнейших стран мира.

Спортсмены Узбекистана принимали участие во всех Спартакиадах по техническим и прикладным видам спорта, не раз поднимался государственный флаг и исполнялся Гимн  республики в честь победителей из солнечного Узбекистана.

За высокие заслуги в развитии технических и прикладных видов спорта Верховный совет Узбекистана присвоил мне  почетное звание «Заслуженный работник физической культуры и спорта», за подготовку чемпионов и призёров международных соревнований Госкомспорт присвоил звание «Заслуженный тренер Узбекистана».

Воспитанники: -  Сироджидин Нурмухамедов, Алишер Усманов, Дмитрий Зимкин, Рустам Тахтохожаев, Валадимир Катков,Алексей Некрасов, Владимир Кожевников, братья Исматиллаевы, Эльдар Алиев, Дмитрий Попов, Ильясхон Азимов и многие другие нашли цель в жизни, стали руководителями и классными специалистами. Они по прежнему занимаются модельным спортом, участвуют  как и я на различных соревнованиях, передают  свой опыт юным спортсменам.    

 Авиамодельный спорт это не только спорт, это профессиональная ориентация молодёжи в большую авиацию в технический прогресс на благо нашей Родины.   

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 1335 | Добавил: Гайрат | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
avatar
1
1 Nargizza Kalanova • 21:33, 04.09.2014
отличный текст!!!! настоящая история!!!
avatar
2
2 Гайрат • 06:04, 05.09.2014
Без прошлого, нет будущего!
avatar
0
3 Atakulov • 13:52, 22.12.2014
Гайратака, спасибо Вам за Вашу доброю память.
Дай Бог Вам здоровья.

Эльдар Атакулов.
avatar