08:45 60 лет в авиамодельном спорте |
Заканчивались школьные каникулы 1953 года и наступал новый учебный год, я готовился во второй класс. В свободное время мы пацаны бегали в ДКА (ОДО) чтобы поиграть в мини футбол, как его называли «Парагвай», так как в центре была только одна баскетбольная площадка, где можно было попинать мяч. И вот где то из-за деревьев доносится звук моторчика, который устанавливается на модель самолета, бросив играть футбол меня потянуло на этот звук и пришёл я в детско-техниче-скую станцию (ДТС) в авиамодельный кружок, где руководил Лев Иванович Виноградов и Гани Рустамович Атакулов. С горящими глазами, скромно постояв у двери кружка, я не знал, как обратиться к руководителям, чтобы спросить можно ли записаться и начать строить модели самолетов. И вдруг подходит какой то дядя берёт меня за руку и заводит в авиамодельный кружок и спрашивает «мальчик как тебя зовут, я отвечаю Гайрат, ты хочешь строить модели ? , я побоялся что то ответить, пожал плечами. ( Дядя этот был директором ДТС Виктор Андреевич Ундеров – ветеран авиамодельного спорта, летчик фронтовик ); - Гани Рустамович вот тебе ученик, готовь его в большой авиамодельный спорт. И под руководством Гани Рустамовича началась кропотливая работа по изучению основ модельного строительства. Первоначальный этап – изготовление простейших поделок , которые должны летать не хуже больших моделей, не все сразу получалось, не было навыков обрабатывать заготовки острым ножом, (который до сих пор является основным инструментом моделиста), резать бумагу ножницами. И вот первая простейшая модель «Муха» готова. Гани Рустамович показывает, как надо её запускать, что необходимо последовательно сделать, внимательно слушаю и слежу за запуском. Модель стремительно, как вертолет подымается вверх. Испытываю внутреннюю радость счастья, модель летит ! Не терпится, хочется самому быстро запустить. Как говорил тренер всё сделал, но не тут то было, «Муха» летит не вверх, как вертолёт, а вниз и по пальцам, чувствую, запустил не так как надо. Упорная настойчивость, тренировки и модель из рук вылетает как вертолёт. При изготовлении этой модели я научился работать на сверлильном станке, обрабатывать древесину острым ножом, склеивать казеином деревянные детали все эти навыки потом пригодились при изготовлении более серьёзных моделей, которые принимали участие в соревнованиях. Наступила глубокая осень. В один из воскресных дней все взрослые моделисты и мы новички выехали в кузове на «полуторке» в пригород Ташкента за сбором основного строительного материала моделей - каракамышом. Эти традиции остались и сегодня, так, как схематическая модель самолёта строится из каракамыша. Нарезали и очистили каракамыш в достаточном количестве и вернулись в кружок. На следующее занятия начали строить новые схематические модели, которые подразделяются на планера и резиномоторные модели. Я благодарен судьбе, что я занимался в кружке с сильнейшими авиамоделистами 50-60 годов прошлого века – это Фуат Фахидов, Эркин Алимов, Борис Фатьянов, Хатам Икрамов, Артём Арзанов, Евгений Иванов, Гани Атакулов, Волик Нешеретов которые показывали и объясняли весь технологический процесс изготовления моделей. Выезжая на аэродром учили правильно регулировать полёт модели. Все полученные знания вливали во мне силу и уверенность во время участия в городских и республиканских соревнованиях. На городских соревнованиях 1954 года по схемкам планерам пришёл ко мне первый успех спортивной карьеры. Эти соревнования проходили в Сергели, на аэродроме Ташкентского аэроклуба оборонного Общества республики, было много команд от внешкольных организаций народного образования. В столице бала развёрнута большая сеть авиамодельных кружков, и все проводимые соревнования были представительными и шла спортивная борьба между тренерами и кружками города.
2. Основной спор за первенство разворачивался между воспитанниками ДТС в последствии она стала называться Республиканская станция юных техников, а ныне это Республиканский центр творчества молодёжи (тренер –АткуловГ.Р), Республиканским дворцом школьников тренер (М.Альшулер), дворцом школьников Мирабадского тумана (тренер-Икрамов Х.Ю), Ю.Абаского тумана (тренер –Э.Н.Алимов), М.Улугбекского тумана (тренер В.Грод), Чиланзарском тумане (тренер А.Зайцев). Все руководители авиамодельных кружков были ведущими моделистами республики, они старались передать юношам все знания и опыт в изготовлении новейших моделей. Шли годы и от схематических моделей юные авиамоделисты переходили на более сложные модели чемпионатного класса, которые соответствовали международным техническим требованиям. Я начал изготавливать фюзеляжные модели планеров- класса Ф1А, Г.Атакулов был действующим тренером, сам участвовал в соревнованиях и упорные с ним тренировки дали свои плоды. На первенстве Узбекистана 1956 году с хорошими летными качествами модель показывает результат соответствующий первому спортивному разряду и первое место в первенстве. Так начался большой путь в авиамодельный спорт Узбекистана. Впереди всесоюзные соревнования в Москве, Киеве, Минске, Риге.
В 1958 году в Ташкент на весеннее первенство приезжают чемпионы мира по кордовым моделям, среди них рекордсмен мира Иван Иванников с кордовой моделью на реактивной тяге, увидев полет модели со скоростью 300 км в час я был поражен ! В 1959 году стартовала в стране первая Спартакиада по техническим и прикладным видам спорта, в программу соревнований вошли все кассы свободнолетающих и кордовых моделей, в том числе и реактивные модели. Гани Рустамович изучив программу соревнований предложил заняться в месте с ним изготавливать модели с реактивным двигателем и планомерно начать подготовку к Спартакиаде. В гор. Бухаре к участию в Спартакиаде по реактивным моделям интенсивно начал подготовку Эркин Алимов. Опыт у Г.Атакулова и Э. Алимова был огромный, они делали модели с реактивным двигателем свободного полета, участвовали в соревнованиях среди судомоделистов с реактивными двигателями. Все испытания проходили на моих глазах и меня всё больше стало тянуть к реактивным моделям. До финала Спартакиады в гор. Риге остаётся меньше двух лет. Идёт большая подготовительная работа, подбор на сопло двигателя жароупорной нержавеющей стали, жаропрочной стали для клапанов, легких авиационных сплавов и других материалов. Совершенно новая современная технология изготовления модели требуют от нас тесной связи с конструкторским бюро и опытными цехами ТАПОиЧ. Эти связи дали положите-льные результаты. Первые модели вышли, как говорят с конвейера авиамодельного кружка Республиканской станции юных техников на летные просторы кордодрома расположенного на территории Национального парка. (Комсомольского озера). Как у всех авиа конструкторов -первые полёты и первые не удачи. Мы почни не чего не знали о летных характеристиках изготовленных моделей, во первых это скорость полета модели более 200 км в час, так ещё ни одна модель у нас не летала, мастерство изготовления креплений корд к тягам управления, а также управление полётом по кругу на корде огненной массы и не маловажный психологический барьер по восприятию рёва двигателя. Реактивный двигатель заводился просто: вместо компрессора применяли обычный автомобильный насос, вместо аккумулятора приспособили списанный с самолёта ПО-2 авиационное магнето для подачи электрического импульса на свечу и чистый авиационный бензин. Рёв двигателя достигал более 200 децибел, температура в камере сгорания доходила до 1500 градусов, тяга двигателя составляла 2,5 кг. При весе модели 500 гр. с такой тягой модель раскручивалась с большой касательной скоростью, создавая огромную центробежную силу. Первые модели во время испытательных полётов отрывались, пробивая сетку безопасности и приходили в полную негодность.
3.
После очередного испытательного полёта все начиналось с начало - токарные и фрезерные работы, точечная сварка камеры сгорания, изготовление крыльев с высокими аэродинамическими качествами и самого главного топливного бочка с форсункой впрыска горючего. И так мы учились сами и учили летать реактивные модели. С каждым разом скорость полёта у модели росли и мы уже дошли до заветной черты 225 км в час, которая соответствовала норме мастера спорта. Наступило лето 1961 года. Столица Латвии Рига ждёт финалистов первой Спартакиады по техническим видам спорта. Сборная команда Узбекистана по авиамодельному спорту в составе первого мастера спорта Владимира Букреева по скоростным моделям, Юрия Корхова и Александра Ганзина по пилотажным моделям, Михаила Манько по планерам , Эркина Алимова, Сонобар Ходжибаевой, Гани Атакулова, Гайрата Каланова по реактивным моделям и многих других ( всего 30 человек) – прибыли на финал. Первыми на старт вышли спортсмены по кордовым скоростным моделям , в том числе и с реактивными. Шёл проливной дождь, по жеребьёвке среди спортсменов с реактивными моделями я вытянул первый номер. Судья информатор вызывает на старт и мы с Гани Рустамовичём и Эркином Алимовым выходим на старт. Судья объявляет рабочее время, помощники начинают заводить двигатель, раскручивается магнето и по стальным кордам высокое напряжение бежит в мои руки, меня трясёт, двигатель завёлся, отсоединяют провода от магнето, помощники отпускают модель и она в воздухе. В это время ливень остановился, модель управляемая моими руками летела по кругу, преодолевая контрольную базу расстояние в 1 км. Где судьи хронометристы засекали скорость полета. Модель завершила полёт, горючее полностью выработано, по инерции модель планирует и скользящая мягкая посадка, судья информатор объявляет результат полёта: «- реактивная модель под управлением Гайрата Каланова пролетела базу со скоростью 240 км в час.» Не было предела счастья, что норма мастера спорта выполнена и ещё один Узбекский авиамоделист стал мастером спорта. Радовались вся наша команда, особенно был доволен тренер- Гани Атакулов. Погода снова закапризничала пошёл летний теплый дождь, на старт уже вызван Атакулов Г.Р его модель пролетела со скорость 225 км в час. – есть мастер спорта, Сонобар Ходжаева не справилась с управлением в полете и модель на большой скорости коснулась земли в этом случае результат не фиксируется. Неудача постигла и Э.Алимова. И вот последний полёт совершает чемпион, рекордсмен мира Иван Иванников. На табло после полёта появились цифры 218 км в час. , вот тогда то вся наша команда подбежала ко мне и начали качать, я не сразу понял в чём дело, а оказалось что качают молодого чемпиона первой спартакиады по техническим и прикладным видам спорта.
В начале 60 годов первые узбекские мастера спорта по авиамодельному спорту Владимир Букреев, Гани Атакулов, Гайрат Каланов открыли двери в большой авиамодельный спорт всем моделистам республики. Только трудом и терпением можно было преодолеть все мыслимые и не мыслимые барьеры к пути высшего мастерства. В 1962 году в Киеве на чемпионате мира мой тренер Гани Атакулов первым из Узбекских спортсменов –авиамоделистов завоёвывает чемпионский титул мира с результатом 283 км.час. После этого чемпионата мира изменились технические требования к моделям, реактивные модели с большим шумом были исключены из программы соревнований, так как допустимый шум на все модели был установлен в 90 децибел, конечно реактивные модели к этому пределу шума не подходили, для того чтобы выступать на соревнованиях все мы вынуждены были перейти на другие классы моделей . Снова начал изготавливать планера и выступать на соревнованиях. Неоднократно становился чемпионом, выступал за сборную команду республики.
4.
В 1964 году меня призывают в армию. По моей просьбе военная комиссия направляет служить в военно-воздушные силы. С малой авиацией связь не теряю, по решению командования части направляют меня создать секцию авиамоделизма при Дворце школьников в гор. Каменск-Уральском . В части подготовил солдат и создал команду по авиамодельному спорту в составе Владимира Николаева, Николая Шульга, Мумина Джамалитдинова, Анатолия Агееева, которая с успехом выступала на первенствах ВВС страны. Закончилась служба в Вооружённых Силах, вернулся в родной Ташкент, посоветовавши с родителями решил устроится на авиационный завод и поступить на самолётостроительный факультет ТашПИ, стал студентом, пригласили на факультет работать по специальности, которую приобрёл в армии. В студенттческом конструкторском бюро (СКБ) с ветеранами авиамодельного спорта Борисом Фатьяновым, Дониёром Ишмухамедовым, Андреем Денисенко, продолжал работу по развитию авиамодельного спорта. Команда студентов- авиамоделистов не раз выезжала на первенство Мин ВУЗа. Будучи студентом вечерником пригласили на работу на должность зам директора по учебно-спортивной работе Центральной станции юных техников, эта должность меня связала не только с авиамоделизмом, но и с другими видами технического спорта. Началась творческая работа по активизации деятельности технических кружков в областях республики, открытию новых секций и команд, которые принимали участие в республиканских первенствах среди школьников, тесная с вязь с оборонным Обществом Узбекистана позволяло расширить географию привлечения детей в занятия техническими и прикладными видами спорта. Совместные проводимые соревнования среди юношей позволяли больше пополнять ряды спортсменов, которые выезжали на чемпионаты и поднимали авторитет Узбекского технического спорта. С председателем оборонного Общества республики А.М.Ходжибаевым у нас были хорошие деловые контакты и на одной из встреч он пригласил возглавить отдел технических и прикладных видов спорта ЦК ДОССАФ Узбекистана, я принял это приглашение и возглавил отдел. За 23 летний период работы в аппарате центрального совета оборонного Общества в Узбекистане получили развитие новые виды технического и авиационного спорта –это дельтапланерный и дельталётный спорт, кросс на спортивно-кроссовых автомобиля «Багги», мототриал, триатлон, стрельба из абалета, в 1998 на аэродроме «Аранчи» проведён первый чнмпионат Азии по свободнолетающим и радиоуправляемым моделям. Команда Узбекистана завоёвывает первое место, чемпионами Азии стали :- Владимир Уцин, Евгений Хаенок и Шавкат Исматиллаев. Авиамоделисты Игнат Диордице, Валерий Варданян, Эльдар Алиев, Шавкат Исматиллаев и я приняли участие в первых авиационных Играх в г.Анкаре, где команда наша замкнула шестёрку сильнейших стран мира. Спортсмены Узбекистана принимали участие во всех Спартакиадах по техническим и прикладным видам спорта, не раз поднимался государственный флаг и исполнялся Гимн республики в честь победителей из солнечного Узбекистана. За высокие заслуги в развитии технических и прикладных видов спорта Верховный совет Узбекистана присвоил мне почетное звание «Заслуженный работник физической культуры и спорта», за подготовку чемпионов и призёров международных соревнований Госкомспорт присвоил звание «Заслуженный тренер Узбекистана». Воспитанники: - Сироджидин Нурмухамедов, Алишер Усманов, Дмитрий Зимкин, Рустам Тахтохожаев, Валадимир Катков,Алексей Некрасов, Владимир Кожевников, братья Исматиллаевы, Эльдар Алиев, Дмитрий Попов, Ильясхон Азимов и многие другие нашли цель в жизни, стали руководителями и классными специалистами. Они по прежнему занимаются модельным спортом, участвуют как и я на различных соревнованиях, передают свой опыт юным спортсменам. Авиамодельный спорт это не только спорт, это профессиональная ориентация молодёжи в большую авиацию в технический прогресс на благо нашей Родины. Прикрепления: Картинка 1 |
|
Всего комментариев: 3 | |
| |